Счетная палата предложила изменить закон о ЗАТО
Экономика 12-04-2019, 11:00 745

Счетная палата предлагает правительству поручить рассмотреть вопрос о внесении в закон о закрытых территориальных образованиях изменений в части актуализации правового регулирования финансовой помощи. Также, по мнению ведомства, необходимо провести мониторинг реализации проектов территорий опережающего развития, расположенных на территориях ЗАТО, и определить возможные риски, связанные с успешностью реализации указанных проектов.
Закрытый статус таких городов ограничивает хозяйственную и предпринимательскую деятельность на этих территориях. Поэтому дотации - важная составляющая их бюджета: они покрывают потерянный доход, а также дополнительные расходы, связанные с особым режимом.
Размер дотаций ЗАТО, по данным Счетной палаты, ежегодно снижается. С 2016 года финансовая помощь из федерального бюджета сократилась на 11,5 %. Для расчета необходимой суммы могут утверждаться поправочные коэффициенты для учета особенностей формирования доходов и расходных обязательств отдельных ЗАТО. Однако при расчете размера дотаций дополнительные коэффициенты, учитывающие специфику отдельных ЗАТО, в том числе фактическую потребность на исполнение полномочий, не применялись.
- С 2017 года в составе общего годового объема дотаций на ЗАТО 10 % составляют дотации на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры. Следует отметить, что данная дотация предоставляется с целью компенсации дополнительных расходов бюджетов ЗАТО, связанных с режимом безопасного функционирования, - сказал аудитор Счетной палаты Юрий Росляк. Сейчас закон о ЗАТО не содержит мер господдержки, связанных с развитием и поддержкой социальной и инженерной инфраструктуры, на которые предоставляются дотации.
Вместе с тем, в соответствии с правилами предоставления дотаций и условиями трехсторонних соглашений за нарушение бюджетного законодательства или законодательства о налогах и сборах каким-либо органом госвласти субъекта, меры ответственности (в виде сокращения объема дотаций на ЗАТО) будут применяться непосредственно к муниципальному образованию. Это создает риски неоправданного сокращения доходов бюджетов ЗАТО, указывает Счетная палата.
- Мы согласны уточнить положение о применении мер ответственности в виде сокращения объема дотаций. Хотя мы не применяем эту норму, когда нарушаются условия со стороны органа государственной власти субъекта РФ, а несет ответственность ЗАТО. Вопрос, связанный с предложениями уточнить положение самого закона о ЗАТО, мы принимаем в полном объеме. Мы даже готовы это сделать самостоятельно, не дожидаясь положительной реакции Минэкономразвития, - заявил первый замминистра финансов Леонид Горнин.
С 2017 года в закрытых административно-территориальных образованиях стали создаваться территории опережающего развития (ТОР). В ЗАТО действует восемь ТОР, первый из них появился в Сарове.
- В 2017-2018 годах в ТОР "Саров" планировалось привлечь девять резидентов с общим объемом инвестиций 825,9 млн рублей. Фактически на территории ТОР функционирует единственный резидент, занимающийся разработкой компьютерного программного обеспечения, объем инвестиций которого составил 16,26 млн рублей, или 2 % от заявленного объема. За 2018 год дополнительные доходы Нижегородской области от создания ТОР составили 1,75 млн рублей, или 0,5 % от запланированного объема, - рассказал Росляк.
По его словам, причина - в качестве земельных участков, которое не устраивает потенциальных резидентов по ряду факторов. Во-первых, это зачастую площадки с ветхими зданиями, которые невозможно использовать. Во-вторых, площадь участков мала или там нет необходимой инфраструктуры. Дополнительный сдерживающий фактор - расположение внутри охраняемого периметра ЗАТО, что затрудняет въезд иногородних специалистов и ввоз грузов.
"Это часть недостатков, которые Счетная палата выявила при анализе влияния ТОРов на сбалансированность муниципальных бюджетов", - отмечает ведомство.
Источник: ТАСС
Фото: vestnik-lesnoy.ru
Закрытый статус таких городов ограничивает хозяйственную и предпринимательскую деятельность на этих территориях. Поэтому дотации - важная составляющая их бюджета: они покрывают потерянный доход, а также дополнительные расходы, связанные с особым режимом.
Размер дотаций ЗАТО, по данным Счетной палаты, ежегодно снижается. С 2016 года финансовая помощь из федерального бюджета сократилась на 11,5 %. Для расчета необходимой суммы могут утверждаться поправочные коэффициенты для учета особенностей формирования доходов и расходных обязательств отдельных ЗАТО. Однако при расчете размера дотаций дополнительные коэффициенты, учитывающие специфику отдельных ЗАТО, в том числе фактическую потребность на исполнение полномочий, не применялись.
- С 2017 года в составе общего годового объема дотаций на ЗАТО 10 % составляют дотации на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры. Следует отметить, что данная дотация предоставляется с целью компенсации дополнительных расходов бюджетов ЗАТО, связанных с режимом безопасного функционирования, - сказал аудитор Счетной палаты Юрий Росляк. Сейчас закон о ЗАТО не содержит мер господдержки, связанных с развитием и поддержкой социальной и инженерной инфраструктуры, на которые предоставляются дотации.
Вместе с тем, в соответствии с правилами предоставления дотаций и условиями трехсторонних соглашений за нарушение бюджетного законодательства или законодательства о налогах и сборах каким-либо органом госвласти субъекта, меры ответственности (в виде сокращения объема дотаций на ЗАТО) будут применяться непосредственно к муниципальному образованию. Это создает риски неоправданного сокращения доходов бюджетов ЗАТО, указывает Счетная палата.
- Мы согласны уточнить положение о применении мер ответственности в виде сокращения объема дотаций. Хотя мы не применяем эту норму, когда нарушаются условия со стороны органа государственной власти субъекта РФ, а несет ответственность ЗАТО. Вопрос, связанный с предложениями уточнить положение самого закона о ЗАТО, мы принимаем в полном объеме. Мы даже готовы это сделать самостоятельно, не дожидаясь положительной реакции Минэкономразвития, - заявил первый замминистра финансов Леонид Горнин.
С 2017 года в закрытых административно-территориальных образованиях стали создаваться территории опережающего развития (ТОР). В ЗАТО действует восемь ТОР, первый из них появился в Сарове.
- В 2017-2018 годах в ТОР "Саров" планировалось привлечь девять резидентов с общим объемом инвестиций 825,9 млн рублей. Фактически на территории ТОР функционирует единственный резидент, занимающийся разработкой компьютерного программного обеспечения, объем инвестиций которого составил 16,26 млн рублей, или 2 % от заявленного объема. За 2018 год дополнительные доходы Нижегородской области от создания ТОР составили 1,75 млн рублей, или 0,5 % от запланированного объема, - рассказал Росляк.
По его словам, причина - в качестве земельных участков, которое не устраивает потенциальных резидентов по ряду факторов. Во-первых, это зачастую площадки с ветхими зданиями, которые невозможно использовать. Во-вторых, площадь участков мала или там нет необходимой инфраструктуры. Дополнительный сдерживающий фактор - расположение внутри охраняемого периметра ЗАТО, что затрудняет въезд иногородних специалистов и ввоз грузов.
"Это часть недостатков, которые Счетная палата выявила при анализе влияния ТОРов на сбалансированность муниципальных бюджетов", - отмечает ведомство.
Источник: ТАСС
Фото: vestnik-lesnoy.ru